Поездка в Севастополь

В прошлом году Настя с коллегами по ее работе, прошла по побережью от Балаклавы до мыса Айя — и побывали в балаклавском музее-базе подводных лодок. Фотографии и впечатления от того похода были очень даже завлекательными, поэтому, когда Настя предложила провести выходные в тех местах — я с энтузиазмом согласился. Тем более, что не смотря на то, что я регулярно попадаю в Крым, до сих пор ни разу не получилось побывать в Севастополе.

Как только мы начали сборы, «суровая Одесская получасовая весна» сменилась чем-то холодным и демисезонным. Прогнозы на Крым на выходные тоже не вселяли ни надежд, ни оптимизма. «СкрИпя сердцем» мы погрузились в поезд. Севастополь встретил нас проливным дождем. Я уже настроился на длительное ожидание подходящей погоды на вокзале, но нам на выручку пришла леди lieslia, которая не только приютила нас у себя, но и накормила завтраком — что было очень даже кстати и вовремя.

Отдельного слова заслуживают дивные существа, обитающие у леди в доме. Среди них — левретка и два совершенно внеземных кота-сфинкса. До сих пор я видел этих существ только на фотографиях — но даже не подозревал, что когда-нибудь получится познакомиться с подобным созданием вживую. И вот… Котэ оказались (а) очень дружелюбными, (б) очень интересными наощупь. Особенно меня удивило, что эти инопланентные кошки тоже мурлыкают — то есть понятно, что это должно быть естественно для кошек, но… в общем оно у меня не укладывалось в голове.

К тому времени, как к нашей компании присоединилась леди tarrri дождь уже закончился и выглянуло солнце. Когда мы направились в Балаклаву — оно уже светило вовсю.

Балаклава расположена по отношению к Севастополю примерно так же, как Лучший-В-Поднебесной-Город по отношению к Одессе. Как и Севастополь, Балаклава возникла вокруг очень удобной гавани — бухта между высокими скалами извилиста, достаточно глубока и хорошо укрыта как от штормов, так и от посторонних глаз. Лучше Гомера об этом не напишешь:


В славную пристань вошли мы: ее образуют утесы,
Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле
Устья великими, друг против друга из темныя бездны
Моря торчащими камнями, вход и исход заграждая.

(с)

Как и почти везде в причерноморье здесь ощущается непрерывная связь времен, идущая из ооочень далекой древности. Расположение защищенной и незаметной с моря бухты в сочетании с близостью торговых портов и коммуникаций, буквально просится для организации «пиратского гнезда». И пираты тут были — что испытал на себе Одиссей во время своего печального знакомства с нравами и обычаями местного народа. Борьба с пиратством в этих краях велась от Перикла до Помпея и далее. Еще в первом веке нашей эры римляне были вынуждены держать в Херсонесе большую эскадру в сорок кораблей.

Если посмотреть чуть дальше по оси времени — во времена крестовых походов — здесь обосновались генуэзцы, вошедшие в союз с Византией. Остатки крепости Чембало до сих пор сохранились на восточном берегу бухты. Как и повсюду по черноморскому побережью после генуэзцев пришли турки. Если верить версии путеводителя — то ли им, то ли татарам Балаклава обязана своим названием. В переводе оно означает «рыбье гнездо» или «рыбий мешок». Это очень точно подмечено — когда мы шли вдоль бухты, то в прозрачной воде было видно просто несметное (во всяком случае по одесским меркам) множество рыбы, отдыхавшей на прибрежных камнях. И еще больше медуз — видимо после штормов.

Искомый музей оказался закрыт на Пасху, но мы предполагали такую возможность и заранее смирились с. Зато взамен, наши спутники предложили забраться на укрепления береговой батареи на западной оконечности бухты. Из-за их расположения (по другую сторону от крепости) как я понял мало кто из приезжих туда попадает.

Погода к этому времени окончательно определилась во времени года — солнце светило во всю. Мы миновали весьма и весьма солидно выглядящий охотничий дом князя Юсупова и начали подниматься к батарее. В старой каменной кладке грелось на солнце множество ящериц, с дороги открывались все новые виды на балаклавскую бухту, а мы карабкались вверх, обсуждая самые разные разности. Попутно был помянут легендарный севастопольский бронепоезд. Что меня порадовало, поскольку о нем я читал еще в детстве — книга была среди унаследованной от деда библиотеки.

Батарея не сохранила орудий. Большинство металлических деталей было давно срезано и продано в металлолом — увы, обычная в наших краях история. Однако, даже оставшихся укреплений было достаточно, чтобы произвести впечатление. Сама батарея была сооружена еще в царские времена. Во время обороны Севастополя на ней стояли скорострельные «шестидюймовки», которые оказались грозным оружием — как против морских, так и против наземных целей. (кстати, что любопытно, по мемуарам батарея проходит как вооруженная 152-мм пушками, а Жидилов в «Мы отстаивали Севастополь» упоминает что их поддерживали огнем 130-мм пушек — с другой стороны он мог быть и не в курсе).

После войны на батарее (немцы называли ее «Кентавр», наши — «Батарея 19» или «Батарея Драпушко» — по фамилии командира батарее) располагались 130мм пушки, способные «доставать» противника за 20км, что в сочетании с наземными ракетными комплексами (где-то на восточном берегу бухты должен стоять «Утес») создавало хорошо эшелонированную оборону.

Закончилось все печально. После развала СССР орудия продали на слом, что стало с ракетами — мне неизвестно. И только бункера и подземная система тоннелей напоминают о грозном «Кентавре». Однако, тема береговых батарей в сухопутной обороне — от одесской 411-й, до «сухопутного линкора Александера», для борьбы с которым немцам пришлось привезти из Германии «сверхорудия» — это совершенно отдельная история. Так что здесь Шахерезада прекращает дозволенные речи, чтобы не превращать этот пост в военную энциклопедию. Желающим могу порекомендовать серию «артиллерийский спецназ» в «Ударной Силе», где в самом начале кое-что рассказывается на эту тему.

(upd: тем более, что Настя в своем отчете приводит ссылки на вполне кавайный отчет — который в свою очередь копипастит хорошую статью с Подземного Севастополя Pereant, qui ante nos nostra dixerunt — впрочем с такими настроениями придется перебить половину интернета)

С батареи видны остатки дороги, построенной англичанами во время Крмыской войны. Но это тоже совершенно отдельная история. Как и оборона Севастополя. После того как мы спустились обратно в бухту, мы потратили некоторое время на осмотр местных достопримечательностей и поиск воды, а потом начали подъем на восточные склоны — через руины генуэзской крепости Чембало.

Еще раз замечу, что нам очень повезло с нашими спутниками. За этот день довелось узнать множество нового и интересного. От обсуждения дайвинга с леди lieslia (крабы! крабы в пенсне! :), до реконструкторских историй от tarrri — мне было интересно с чисто профессиональной точки зрения. Я не подозревал, что в реконструкции существует такая тема, как связисты и услышал много чего — например о «жизни до ТАИ-43«. Ну и … «опасно портить кабель на глазах у связиста».

Мне (тоже чисто профессионально) было интересно посмотреть на створные знаки над тоннелем для подводных лодок — их там много, включая навигационне огни, на которые мы полюбовались ночью со склонов. Вот что еще интересно, в одном из путеводителей написано, что лодки входили на базу в режиме максимальной скрытности — ночью и «в этот момент в Балаклаве гасили весь свет». Прочитал такое и задался вопросом — свет гасили абсолютно весь или только освещение бухты? Если абсолютно весь — то это лишает смысла затею с конспирацией — можно просто сидеть дома и считать отключения света. Тем более в СССР почти не было веерных отключений. Словом, путеводитель что-то недоговаривает.

Жилые строения Балаклавы располагаются большей частью на восточной стороне бухты. Городок выглядит вполне уютно, но мне показалось, что очень много зданий превращены в подобие дач.

Дома мы планировали подняться к «бочке смерти», а потом заночевать где-то за ней, однако, обсудив этот вопрос на месте, решили что рациональнее будет ночевать не доходя до «бочки» — благо площадка нашлась очень быстро. Я заметил тропинку уходящую вверх по склону — и нашел отличное место под цветущим… эм… не помню что это было. Пусть будет «условная сакура». А еще рядом с нашей ночевкой были заросли можжевельника — я очень люблю этот запах и последний раз такая ночевка у меня была в Карелии, на Рэйнбоу.

Ночь прошла вполне спокойно — ну, если не считать того, что пока мы ужинали тишину нарушали вопли возвращающихся с «бочки смерти» запоздалых путешественников. Путешественников было несколько групп — и что заставляло их вопить — для меня загадка. Ко времени десерта все стихло. А еще к нам пришла кошка, но я поправлял примус и спугнул ее резким движением. Жаль, поскольку у нас даже было чем ее угостить. Вообще, по ощущениям от крымских прогулок, местные кошачьи знают места туристских стоянок даже лучше самих туристов.

Утром мы забрались на «бочку смерти» и по ходу дела осмотрели еще один блок местных укреплений — форт «Южная Балаклава» — он тоже толково описан на подземном севастополе — поэтому заниматься копипастингом не буду. Укрепления строились еще в царские времена. Перед казематами вырыт ров, по наружному скату которого сделаны бетонные ступеньки. Зачем это было нужно — я могу только предполагать. Мне кажется, что они должны были играть роль импровизированных окопов — по ним легко подняться к брустверу, сделать несколько выстрелов и нырнуть вниз. Возможно, форт был рассчитан на то, чтобы прикрывать пехоту во рву, но сейчас он сильно просел — если смотреть сквозь амбразуры — видно, что они сейчас находятся ниже верхнего края рва. Разумеется, все разграблено и растащено на металлолом. После истории с противотанковыми минами меня ничего не удивляет.

Бочка смерти — это на самом деле корректировочный артиллерийский пост, который действительно похож на бочку. С него открываются прекрасные виды — как на берег, так и на пляж внизу. Некоторое время меня занимал вопрос — как местные жители попадают на пляж, пока Настя не показала несколько серпантинных троп ведущих туда вдоль склонов. По моим ощущениям регулярные посетители этих пляжей могут вполне претендовать на разряд по скалолазанью.

Спускаясь, мы взяли правее, от той дороги, которой поднимались — чтобы сэкономить на наборе высоты. По дороге Настя показала родник, в котором они набирали воду предыдущий раз, а потом мы вышли к городскому пляжу Балаклавы. Пляж представляет собой небольшую огороженную высоким забором бетонную площадку со скамеечками. Желание купаться пропало из-за массы медуз и принесенного водой мусора. Зато нас порадовал местный хотя и потрепанных жизнью, но позитивный котэ, который с благодарностью принял в дар банку с остатками паштета. И — совсем неожиданно — шесть или больше дельфинов. Дельфины были маленькими и попарно выпрыгивали из воды, охотясь на рыбу. Учитывая сколько рыбы мы видели накануне — завтрак им был обеспечен. Дельфины привлекли не только наше внимание — было видно, что люди на другой стороне бухты остановились и снимают их на камеру. Я до сих пор не видел чтобы дельфины так смело заплывали во вполне обитаемые места с массой моторных лодок и вообще.

В Севастополе мы по совету который нам дали вчера, сначала занялись покупкой билетов на автобус — опять-таки по опыту осенней вылазки в Новый Свет и Судак — это действительно то, чем стоит заниматься заранее, поскольку можно «влететь». После этого мы созвонились с леди tarrri и в ожидании ее отправились на самостоятельную экскурсию по городу. Начали мы с… видов из троллейбуса, поскольку я заметил подводную лодку в доке. И вообще — виды, когда едешь вдоль бухты — еще те. Из троллейбуса мы вышли на площади Нахимова — откуда нас занесло на спорткомплекс российской военной базы (если я правильно понял его назначение) и дальше мы пошли вдоль приморского бульвара в сторону открытого моря, осматривая все традиционные для этих мест достопримечательности — памятник затопленным во время Крымской войны кораблям, Аквариум (в него мы не попали) и так далее. Местные человеки предлагали нам экскурсию на катере «по детскому билету» весьма и весьма настойчиво — ничто не выдавало в Штирлице приезжего, кроме больших рюкзаков с примотанными к ним ковриками. Кстати, уже позже некая леди догнала нас и застенчиво спросила про литраж Настиного рюкзака.

Не знаю на счет экскурсий, но я бы с удовольствием покатался бы в катере на Северную сторону и на Радиогорку. В Севастополе есть «морские трамвайчики» — катера, выполняющие роль гортранспорта — чего сильно не хватает в Одессе.

Леди tarrri встретила нас на набережной. Она устроила нам лучший (как по мне) из возможных типов экскурсий — по тайным тропам и таким местам, куда не всякий гид рискнет повести среднюю особь приезжего туриста. Переулками и не-главными улицами мы проскользнули мимо мемориала Победы, прошли вдоль карантинной бухты (интересно, что в Одессе тоже есть карантинная бухта) и, забравшись на южный мол, прошли по нему. Очень запомнилась история с покраской «половины» Константиновского равелина (мне почему-то сразу вспомнился анекдот про «с одной стороны и с другой стороны парахода») — и мидийные плантации. Поплавки для плантаций сделаны из старых пластиковых бутылок — и как по мне это неплохое использование вторсырья. Вообще, что еще произвело в Севастополе впечатление — это раздельный сбор мусора, чего я до сих пор больше нигде не видел.

Еще мы заглянули на заброшенное здание завода — которое сейчас служит чем-то вроде неофициального сборника городских графити. Здание построено интересно — центральная ось, от которой отходят три «лепестка» и необычно топологически связано внутри лестницами. А заброшенность и недостроенность только придают этому месту шарм. Насколько я могу судить, в плане подземных и надземных сооружений Севастополь — это настоящая Мекка для диггеров и спелестологов.

По дороге от мола, я умудрился заметить военные корабли — насколько я сейчас могу судить — они стояли в Стрелецкой бухте. И еще мы полазили по 130-мм башенным корабельным пушкам, которые стояли прямо в черте города. Береговая артиллерия — моя слабость и я не мог упустить такого шанса.

Вообще, благодаря поездке я уже успел перекопать великое множество литературы — и открыть для себя много того, чего не знал раньше, поскольку наши беседы вскрыли кучу интересных тем, а раскопки этих интересных тем вскрыли другие интересные темы. Такого насыщенного чтения у меня давно не было. Так что еще раз хочу сказать огромное спасибо леди lieslia и tarrri за теплую встречу, интересные экскурсии и радушие. Было здорово.

Реклама

2 Responses to Поездка в Севастополь

  1. Жаль, что так и не повидались. Но, надеюсь, еще пересечемся в реале.

  2. Надеюсь, мы не последний раз в Севастополе :) Так что думаю еще все впереди :)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: