Карелия 2011: 000 Подготовка и планирование

Старая советская система категорий нацеленная на то, чтобы для сложность походов росла постепенно, полезна тем, что при таком наращивании сложности накапливается ценный опыт и всплывает множество не совсем очевидных моментов, которые можно учесть при планировании следующего похода.

Одесская «единичка» послужила именно таким полигоном, точнее трамплином к Карельской «двойке». Главным выводом для меня было отношение к нагрузке, которую получаешь в велопоходе. Велопокатушка на два-три дня вполне допускает километраж «под сто» и достаточно легкомысленное отношение к весу снаряжения. Но уже на четырехдневной поездке начали всплывать «интересные моменты».

Даже если хватает выносливости, то ко второму-третьему дню «стокилометровок» при такой нагрузке начинают барахлить и выходить из строя прочие системы организма — суставы коленки, спина и так далее. Это не говоря про боли в мышцах и полное нежелание что-то куда-то крутить. Настя очень емко резюмировала это, окрестив нашу «экспресс-единичку» кодовой фразой «Боль и Страдание».

Поэтому Карельский поход я планировал исходя из «среднего показателя» — в 50 км в день плюс дневка через каждые два дня.

Следующий вывод состоял в том, что реальный километраж как правило превышает тот, что посчитан по карте — и часто на достаточно большие цифры. В общем-то очевидно, однако, для меня было сюрпризом насколько могут отличаться эти цифры.

Ну и, конечно, мы научились правильно оценивать дорожное полотно — его влияние на скорость движения, затраты сил и так далее. И степень запущенности наших дорог.

Маршрут

Планируя маршрут, я достаточно основательно прочесал интернет в поисках отчетов, фотографий и прочей полезной информации. Мне нужно было с одной стороны набрать 400 км из которых 120 км должно было пролегать по грунтовке — таково квалификационное требование «двойки». С другой стороны, если не считать визита в Карелию в 2007-ом году — у меня не было почти никакой достоверной информации о регионе. Это определило стратегию маршрута — не очень длинная «главная» маршрутная линия по более или менее целым и внятным дорогам, на которую, как «модули» навешены «радиалки». Я выбирал их таким образом, чтобы мы в случае каких-либо проблем смогли бы быстро достичь населенных мест и так или иначе эвакуироваться с маршрута. Так что существовал не только «план B», но и «план C» и «план D», которые обеспечивали гибкость на маршруте.

Основная линия маршрута проходила от Медвежьегорска (местные жители называют его Медгорой) до Петрозаводска. Маршрут шел по старой асфальтированной трассе — Медгора, Юстозеро, Гирвас, дальше он вливался в федеральную трассу «Кола», где проходил через Кондопогу и оканчивался в Петрозаводске.

Радиалок было три — первая это отворот от Гирваса к Юркострову с выходом оттуда на Линдозеро. Вторая — радиалка к водопаду Кивач. И третья — поворот у Шуи, к Марциальным водам и дальше к Мунозеру.

Кроме возможности комбинировать радиалки по своему усмотрению, я предусмотрел «совсем запасной маршрут» который просто проходил по федеральной трассе Медгора — Петрозаводск, на тот случай, если бы события (не дай Бог) приняли бы совсем скверный оборот.

Общее направление на юг я выбрал почти инстинктивно — вдоль течения рек. Как выяснилось позже, правильно сделал. Местность имеет уклон именно в эту сторону, что очень сэкономило силы. Плюс, двигаясь по маршруту, мы не удалялись от более цивилизованных мест, а наоборот приближались к ним.

Технические детали

В вопросе снаряжения перед нами стояли две основные проблемы — разборка велосипеда для транспортировки поездом и уменьшение массы до разумного минимума.

С разборкой велосипеда было достаточно просто — покопавшись в интернете и поспрашивав знающих людей, мы пришли к следующему «двухступенчатому» алгоритму:

Часть А:

  • задний переключатель переводится в крайнее нижнее положение (на самую большую звездочку)
  • седло опускается до предельного положения вниз
  • откручиваются педали
  • «рога» на руле поворачиваются вниз

Часть Б:

  • с багажника снимается рюкзак
  • расстегивается передний тормоз
  • снимается переднее колесо
  • на вилку переднего колеса надеваются поллитровые торпеды
  • руль поворачивается вбок, так чтобы он был в плоскости рамы
  • колесо и руль закрепляются на раме пластиковым хомутами
  • разобранный таким образом велосипед прячется в чехол

Деление разборки на две стадии было подсказано практикой. Оказалось, что выполнить часть А можно еще на вокзале — чтобы сэкономить время. А докатив велосипед до поезда можно уже разобрать его полностью — по алгоритму части Б. Мы заранее порепетировали дома так, что довели сборку-разборку до автоматизма.


Хаус-на-Кетамине в разобранном виде


Хаус-на-Кетамине в зачехленном положении, готовый к транспортировке


Собственно, репетиция. Роль вагонной полки исполняет шкаф. Фотографию Насти я разместить не решился, но она тоже есть

Из нюансов — лучше всего брать билеты от и до конечных пунктов назначения. Погрузка и выгрузка сильно осложняются, если поезд стоит всего пять или шесть минут на станции. Обычно в таких случаях просто закидываешь все в тамбур, а потом уже после того, как поезд тронулся, заносишь их в вагон и раскладываешь по местам. В России часто проводник выстраивает народ в очередь, проверяя документы. В этом случае я посылал Настю в очередь, а сам оставался сторожить рюкзаки и чехлы с велосипедами.

В целом же, проводники (вопреки моим опасениям) реагировали на велосипед нормально, а пассажиры скорее даже дружелюбно — может быть нам просто с ними повезло.

После «единички» мы серьезно пересмотрели отношение к снаряжению. Помимо всего прочего, мы должны были везти на себе двухнедельный запас продовольствия и топливо для горелки. Бензин («калошу», если говорить точно) я взял исходя из среднего норматива в 80 грамм на человека в день, но этого оказалось раза в полтора больше, чем нужно — и я до сих пор не могу сказать точно что явилось причиной такой экономии: производительность горелки, наша тактика приготовления еды, относительно теплая погода или все это вместе?

При паковке я использовал «модульные упаковки», оставшиеся после Крымского похода, которые себя очень хорошо зарекомендовали. Они позволяют разбить пространство рюкзака на некие «подмножества», внутри которых легко находится искомое.

Отдельным вопросом стало — брать или не брать с собой блокнот? Это не праздный вопрос — блокнот в поход такой продолжительности — это «кирпичик» А6 в твердом переплете на 196 (по-моему) страниц. Что уже играет роль, ввиду экономии веса. Я решил его взять — и не пожалел ни разу. Собственно, мои выводы в конце похода я там и записал (на странице 144):

…для длинных путешествий толстый томик блокнота А6 в твердом переплете — идеален.

Нужно только сразу паковать его в водонепроницаемый чехол и думать о том, как его быстро достать. В этот раз я просто носил его в большом кармане «фрименок» на липучках. В пешке блокнот лучше всего держать в клапане. В велопоходе — если нет карманов в брюках — в «кобуре» или в сетчатом кармане «Шаттла».

Штука очень полезная. В длинных походах почти всегда есть дневки, долгие заброски и просто длинные периоды ожидания когда «нужно занять руки». А блокнот к тому же работает еще и органайзером — на задние страницы очень удобно вносится список дел и снаряжения, календарь похода по дням, адреса и телефоны, нужные и важные пометки. Всегда можно вырвать страничку и поделиться с кем-нибудь адресом или телефоном и так далее и тому подобное.

Настя распланировала рацион, разбив его на «завтраки», «обеды», «привальные» и «ужины», запаковав все это в отдельные «колобки» — все приемы пищи «заскотчивались» в небольшие (размером с кулак или два) упаковки, которые достаточно удобно распределились по рюкзакам. Такая компактность получилась в том числе потому, что Настя сделала упор на высушенные овощи, которые позволили сильно сэкономить в весе.

Надо сказать, вопрос снижения массы — это палка о двух концах. В этот раз получилось так, что понадеявшись на горелку, более того, под впечатлением «чрезвычайной ситуации с пожарами в Карелии» я не взял ни топора, ни пилы — во избежании нездорового интереса со стороны лесников, плюс — как экономию массы.

Еще одной проблемой стал дефицит емкости рюкзаков. «Шаттлы» были всего по 50 литров каждый и туда, помимо еды, предстояло сложить еще много нужных вещей — палатку, спальник, горелку, топливо, велосипедный ремнабор и так далее. Больше всего места занимали коврик с палаткой, поэтому они отправились «наверх» — я закрепил их с помощью резинового эспандера на рюкзаке. В принципе, после похода я задумался о покупке водонепроницаемого мешка, в который можно было бы сложить спальник-и-палатку и тем же образом прикрепить его сверху.

Настя взяла небольшой наплечный рюкзак, который оказался очень удобен. Тем не менее, мне не нравится идея держать что-то на спине во время поездки, поэтому я сейчас обдумываю идею взять что-то вроде небольшого ногабукурэ который можно носить с собой в поезде и в пеших прогулках, а на марше либо крепить на багажник, либо прятать внутрь рюкзака.

Еще мы озаботились защитой коленей. Я нашел в каком-то дешевом магазинчике «Все по X» китайские эластичные согревающие наколенники по восемь гривен за пару и купил сразу несколько штук — себе и Насте. Использование наколенников, плюс ставка на «правильный километраж» и правильный каденс себя оправдала. За все время похода коленки не беспокоили нас ни разу и, ттт, не напоминают о себе и сейчас.

Разумеется, это далеко не полный перечень того, чем мы занимались при подготовке, плюс некоторая часть идей и подробностей возникла уже во время путешествия, о чем пойдет речь ниже.

продолжение следует

Содержание см Содержание

Реклама

11 Responses to Карелия 2011: 000 Подготовка и планирование

  1. Да………Вить… нам это ……..дилетантам и не снилось……….столько приготовлений…. мы бы на первом шаге уже передумали ехать…….))))))

  2. Витя, а Настя тебя перехлестнула…… она уже до седьмого дня дошлепала….. ждем продолжения. Дима и Ира

  3. Тут проблема в расстояниях была. Если бы мы ехали где-нибудь по Одесской области или к Николаеву — мы бы тоже не очень готовились :)

  4. Ничего удивительного :) Я сейчас по кафедре тяну 2,5 нагрузки — у меня карточка преподавателя больше всего напоминает поле боя :))

    Будут продолжения, будут — но не сразу. Я все равно должен делать отчет для комиссии, так что никуда не денусь с подводной лодки :))

    P.S. А с книгой предложение все еще в силе? Я уже боялся, что письмо куда-нибудь в спам могло улететь…

  5. Да Ира тебе письмо написала…….. но ее отклонили……как спам…….:))) наверное на днях зарегю ей почтовик на гугле……она тебе напишет…..это ее делишки…..)))

  6. А что у тебя за нагрузка?Что реально свой день делишь на 25 часов?:))
    В Одессе другой отчет времени?может вы четвертое измерение там втихоря открыли, а мы не знаем?:))

  7. Аноним:

    Пыталась во второй раз отправить письмо- похоже не получилось. Попытаюсь ещё раз. Книга- в силе, нужен адрес. Блог вместе с Димой читаем. Ждите, или я освою почтовик или сломаю его…:)))))

  8. Аноним:

    Отжеж. Обидно :( С другой стороны у гуглов и яндексов иногда бывают такие затыки.

    Можно попробовать на fur_atts_news собака ukr.net

  9. Это был я если что. Есть еще один вариант. Если в комменте вывесишь адрес почты — я на него пришлю письмо с адресом и всем прочим.

  10. Привет Вик. Подписалась на твой блог. Мой адрес rin070179@gmail.com

  11. […] опыт не пропьешь – после памятного Карельского похода процесс паковки и загрузки велосипедов у нас с Настей […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: