Фаза 2. Склоны под Понятовкой — Граденицы

Фаза 2. Склоны под Понятовкой — Граденицы

Продолжение отчета
Предыдущая часть см Фаза 1

Содержание см Содержание

Температура: +34 С в тени
Давление: 753 мм р ст
Ветер: В, 1 м/с

Ночь прошла лучше, чем я ожидал. Встали мы около 0700 и, пока мы позавтракали, к нам приехал трактор. То есть не столько к нам, сколько на поле рядом. Сначала мы вообще думали, что он проедет мимо, но, доехав до перекрестка, он повернул в нашу сторону. К этому времени мы уже допивали чай. Я по привычке помахал трактористу — тракторист помахал в ответ. Мы думали, что тракторист будет обрабатывать все поле, но, сделав противопожарную (как я думаю) борозду по периметру, он уехал.

Злополучное Р-53. Мигаево.

Накануне мы размышляли над тем — проехать по грунтовке вдоль склонов дальше — до места, где Свинная балка пересекается с шоссе Р-53 или доехать до шоссейки в сторону Кошар, по ней добраться до Кошар и уже от них ехать по Р-53. Мы еще не знали, что нас ожидает на приличном, судя по карте шоссе Р-53.

Утром, стоило нам ступить на грунтовку-под-холмом — все сомнения рассеялись. Хотя, накануне, не было дождя — грунтовка рядом с полями подсолнечника была мокрой. Во многих местах ее просто развезло от грязи. Со всеми вытекающими последствиями. Я не знаю откуда там берется столько воды — по нашей общей догадке эти поля поливаются и вода стекает на грунтовку. В любом случае, проезд по этой дороге стал некоторым испытанием для нас. Поэтому, когда мы доехали до дороги на Кокшары сомнений мы уже не испытывали.

Асфальтовая шоссейка на Кошары по контрасту оказалась во вполне приличном состоянии. Что еще порадовало нас — вдоль этой дороги росли абрикосы и яблони. Абрикосы оказались спелыми и это, наверное, первый в нашей совместной жизни и путешествиях случай, когда не я, а Настя сказала: «Хватит! Поехали дальше!».

Кошары оказались ничем не примечательным селом. Разве что на горизонте виднелись странные куполообразные сооружения — возможно склады или цистерны странного дизайна. На мой вопрос как доехать до Надии — местный велосипедист (дядечка в летах и с подозрительным взгялядом из-под насупленных бровей) долго не мог понять, что мне нужно. Потом понял: «А! Вам к Надежде!». Что интересно, искомая Надежда, обозначена на моей километровке 80-ых годов издания именно как «Надия».

Оказазалось, что мы уже проехали нужный перекресток, поэтому мы немного вернулись — сопровождаемы сочувственным взглядом нашего собеседника. Значение этого взгляда нам стало ясно, когда мы выехали на Р-53.

Вначале все шло более или менее гладко. На выезде дорога не отличалась от других местных дорог — асфальт, изрытый выбоинами. Это вообще характерно для области — в пределах села и немного за его пределами (для приличия) о дорогах заботятся, а вот дальше все на совести областных дорожников (по моей догадке), которые далеко не всегда проявляют заботу о дорогах.

В этот раз все было еще хуже. После небольшого подъема и спуска дорога и превратилась в непроезжаемое месиво из крупной гранитной щебенки и воспоминания о том, что когда-то раньше тут лежал асфальт. Шоссе проходило по балке — нашим глазам предстал длинный и крутой спуск и такой же длинный и крутой подъем «под горизонт». Вдобавок, поскольку мы стартовали достаточно поздно, мы влетели в эту дорожную ловушку после 1000 — в самое начало полуденного зноя.

Сначала мы пытались ехать по этой дороге, но крупная щебенка — это нечто невообразимо злобное. Особенно для велосипеда с грузом. Стоило остановиться — и нас охватывал зной. В Свинной балке (вот уж точное название) не было ни ветерка, ни тени и, когда мы шли пешком, начинало казаться что ты продираешься сквозь плотный как желе горячий воздух.


Мы пытались объехать злополучное шоссе по обходным грунтовкам, проложенных бедолагами, попавшими в эти края до нас. Бесполезно. Грунтовые объезды были немногим лучше по качеству дороги, но они были «неэргономично» проложены. Как и полагалось любой дороге, разбитое шоссе было проложено самым выгодным образом с точки зрения перепада высот и объезды, обрамлявшие его полукружьями, словно контур крыльев гигантской бабочки, не только удлиняли путь, но и делали его невыгодным по вышеупомянутому перепаду высот.

Основной «изюминкой» этой дороги был психологический момент. Задним числом по карте я вижу, что этот кусок дороги занимал километров десять — поскольку мы первоначально планировали доехать до Надии (ака Надежда). Мы рассчитывали потратить на него не больше получаса и вот так влетели. С перспективой продираться сквозь этот каменный и горячий кошмар в течении многих часов (так всегда кажется — на самом деле мы потратили на преодоление злополучной дороги около полутора часов). А еще у нас начала постепенно заканчиваться вода, поскольку мы не пополнились в Кошарах, а предыдущие запасы были израсходованы на стоянке на ужин и завтрак.

В такие моменты не всегда получается перестроиться в другой режим и иногда возникает искушение «поднапрячься» и взять препятствие «одним броском». Такому искушению нельзя поддаваться — поскольку сил для «одного броска» скорее всего не хватит, зато можно досрочно растратить резервы и дойти до полного изнеможения. Поэтому в таких случаях нужно сжимать зубы и не спеша, шаг за шагом, преодолевать препятствие. Когда мы это обсуждали, получив передышку в куцей тени одного из немногих лохов, растущих вдоль Р-53, Настя заметила, что такой способ здорово отдает мазохизмом. Но другого пути нет — как говорят шерпы — «Хочешь куда-то дойти — иди медленно».

При таком раскладе, придерживаться злополучного Р-53 до самой Надии не стоило. Я решил, что как только появится возможность, мы свернем в Сухое (оно расположено на полпути) и попробуем пробиться по грунтовкам в направлении Сухое — Благоево — Незаможник. Еще один интересный психологический момент состоит в том, что хотя умом понимаешь, что по сравнению с такой «дорогой» любая грунтовка это — счастье (как минимум потому, что грунтовка относительно гладкая и по ней можно ехать, а не идти), где-то на подсознательном уровне все равно остается некоторое опасение «если здесь такие шоссе, то чего ждать от местных грунтовок?». Но здесь грунтовки были заведомо лучше.

Изучая карту во время перерывов, когда мы переводили дыхание, я заметил, что к северу от нашей дороги, почти параллельно ей проложена еще одна грунтовка. Если бы я сообразил раньше — можно было бы попробовать проехать по ней. Уже на подъезде к Сухому, я услышал гул моторов к северу от нас. Там проходила эта грунтовка! Через несколько минут мы выехали на вершину очередного холма и оказались среди виноградников. На первом же перекрестке я свернул к северу — чтобы не дожидаясь поворота на Сухое выбраться на «северную» грунтовку и катить уже по ней.

Так и получилось. «Северная» грунтовка оказалась вполне проходимой и мы достаточно быстро (так как порядком вымотались на злополучной Р-53) выбрались к Сухому. Практически в первом по дороге дворе, мы расспросили хозяев о дороге на Благоево и набрали воды. О Благоево никто толком ничего не мог сказать, но это ничего в принципе не меняло — я сориентировался по карте и выбрал нужное направление.

В Благоево грунтовка сменилась на асфальт. Доехав до поворота на Незаможник, я еще раз посмотрел на карту. Если ей верить, то к Першотравневому шла вполне себе шоссейная дорога. На Незаможник шла грунтовка, с явновыраженным перепадом высоты, а за полем уже было видно водонапорные башни на въезде в Мигаево. Поколебавшись (печальный опыт Р-53, ага), я все-таки выбрал дорогу на Першотравневе и угадал. Практически всю оставшуюся до Мигаев дорогу мы катили по асфальту, который между Першотравневым и Мигаевым стал практически гладким. Ощущение от гладкого асфальта просто невообразимое — верх блаженства.

Однако, все хорошее заканчивается. Не успели мы преодолеть железнодорожный переезд и сфотографироваться у водонапорной башни, как дорога сменилась с асфальтовой… на брусчатку. На самую настояющую брусчатку. Не берусь судить сколько ей лет, но наверняка — очень много. Я не копал подробности в интернете, но похоже, что в прошлом Мигаево было более или менее крупным железнодорожным узлом и брусчатка тут именно с тех времен.

Из Мигаево в нужном нам направлении вело две дороги. Я выбрал ту, что южнее. Не успели мы доехать до нужного поворота, как у Насти спустило заднее колесо. Что интересно, в такой ситуации в походе почему-то не замечаешь, что колесо спустило — просто становится труднее крутить педали. В этот раз все произошло достаточно быстро.

Мы остановились рядом с колодцем и разобрали заднее колесо. Оказалось, что полетел ниппель, который теперь пропускал воздух. Видимо, сказались прыжки на брусчатке с загруженным рюкзаком. Чем больше я смотрю на статистику наших пробоев, тем больше начинаю понимать тех, кто возит в походы передние рюкзаки — чем распределяет нагрузку по всему велосипеду, а не загружает только заднее колесо. Во всяком случае с нашими велосипедами мне очень сложно вспомнить когда бы пробивалось или выходило из строя переднее, а вот задние колеса пробиваются достаточно регулярно. Короче говоря — повод задуматься.

Мы сменили камеру на запасную и покатили дальше. За Мигаево дорогу пересекает ЛЭП со снятыми проводами — просто ряд пустых, кое-где искореженных вышек в поле. Выглядят они необычно и как по мне достаточно мрачно. Как выражается Мастер Ли — «мечта сталкера».

Обед. На быстрой тропе.

Я рассчитывал, что мы будем обедать уже в Кардамычевском лесу, однако, злополучная Р-53 не только вымотала нас, но и отняла у нас без малого полтора часа времени. Мы попали на дорогу к Кардамычево в самую жару. Было уже около 1400. Вокруг плавился асфальт — и это не метафора. Он плавился буквально, пачкая покрышки, забрызгивая рюкзаки и ноги. Ехать становилось все жарче и где-то после поворота на Новоконстантиновку я скомандовал остановку на обед. Мы более или менее комфортно разместились в тени на обочине и быстро выяснили, что тень давали абрикосы и яблони, что послужило вполне удачным дополнением к нашему скромному обеду. Мы планировали просидеть в тени до 1600, но к 1500 уже успели отдохнуть достаточно для того, чтобы ехать дальше.

Минут через пятнадцать мы добрались до перекрестка перед Кардамычево, но желания посетить лес не испытали никакого. Р-53 несколько поубавило мой оптимизм по поводу возможности добраться до Градениц засветло, а я не был уверен (как выяснилось совершенно правильно), что до Градениц где-нибудь найдется подходящая ночевка. Кучурганы и их окрестности — это пограничная зона. Через Днестр начинается Самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика и, хотя это очень мирная и дружественная страна, я не мог быть уверен, что границу не охраняют бдительные и отнюдь не дружественные украинские пограничники. Поэтому сфотографировавшись на фоне остановки и полюбовавшись лесом издали, мы свернули к Марковке.

Закупаясь водой и «Живчиком» (наш секретный допинг на трассе) в небольшом магазинчике-баре на окраине Марковки, я разговорился с продавцом-хозяином. Он сначала соблазнял нас холодным квасом, а потом много рассказывал о местных достопримечательностях — о красотах в Лиманском и о том, насколько хорошее место лес, в который мы не попали. По его словам туда ездят даже иностранцы. Когда я кратко описал наши приключения за этот и прошедший день — это произвело на человека соответствующее впечатление. Вообще, те с кем мы общались на трассе, как правило не сразу осознавали что мы едем из Одессы, а когда осознавали — удивлялись этому факту.

Попрощавшись с общительным хозяином, мы покатили дальше, но не успели выехать за Марковку, как у нас снова пробилось колесо — на этот раз у меня и тоже заднее. Причиной оказалась шальная проволока, которая пробила покрышку и камеру. Я заклеил пробоину и мы поехали дальше.

Дорога действительно была хорошей и быстрой. Это радовало, поскольку у нас обоих начали давать о себе знать коленки — видимо перенапряглись на Р-53. Причем в моем случае это были не столько сами коленки, сколько связки с внешней стороны сустава. К счастью, дорога все время шла под гору — я прислушивался к своим ногам и все ждал, что посреди этой «быстрой тропы» по закону Мерфи попадется какой-нибудь крутой подъем, где нашим суставам придется очень туго. Но ничего такого не произошло. До самого Кучургана дорога шла вниз и мы катились по ней, словно гоночные машинки.

Кучурган — место известное. Это пропускной пункт в Молдавию (сейчас — в Приднестровье) и когда мы во времена СССР ехали на Западную Украину — непременно проезжали через него. Мне еще с детства запомнились большие овощные рынки на въезде и неизменный плакат «Друм Бун» («Счастливого пути») рядом с пропускным пунктом.

В Кучургане мы остановились, чтобы докупить воды. Пока я бегал через дорогу за водой — у меня снова спустило заднее колесо и Настя начала самостоятельно разбирать велосипед, чтобы сэкономить время на ремонт. Поэтому вернувшись я застал ее в обществе перевернутого вверх колесами «Хауса» и пары местных мальчишек, которые сначала по-моему приняли нас за иностранцев. Не уверен на 100%, что это были именно местные мальчишки — судя по всему они ждали какой-то транспорт и решили пообщаться с велосипедистами в поисках новых впечатлений.

Поскольку мы были уставшими, а время поджимало — мы просто сменили камеру, не тратя время на заклейку. Кучурган оказался достаточно длинным. Но он наконец закончился и мы увидели Кучурганский лиман и четыре трубы (одну большую и три поменьше) на другом его берегу — уже на стороне ПМР. Судя по картам, там располагается Днестровск, но я так и не смог узнать какому предприятию принадлежат эти трубы.

И как только стал виден лиман, нас накрыло волной тяжелого, влажного воздуха с характерным запахом лимана. Было около семи часов и я рассчитывал, что мы все-таки успеем доехать до Градениц.

В Лиманском мы миновали большой местный пляж, проехав немного дальше, увидели разрушенный лютеранский храм немецких колониство. В интернете пишут, что в этом храме снимался эпизод сериала «Ликвидация» — ничего не могу сказать по этому поводу, поскольку «Ликвидацию», увы не смотрел.

Храм сам по себе производит впечатление. Пока мы фотографировали его, с нами завел разговор проезжавший мимо местный велосипедист. Его заинтересовали наши велосипеды и, пока Настя снимала храм и его содержимое, мы пообщались на технические темы. Мне было любопытно посмотреть на чем катаются местные человеки и вообще. У человека был достаточно новый велосипед с багажником и без переключения передач. Педали были плоскими — он крутил их босиком, надев шлепанцы на руль. Да и одет он был только в шорты и кепку — что неудивительно, учитывая местные температуры.

После храма мы проехали мимо «международного аэропорта». Времени было, увы мало поэтому ничего не могу о нем сказать, кроме того, что на въезде стоит памятник в виде «МиГа» на постаменте и статую Ленина, который больше похож на крестоносца со щитом — воображение лего дорисовывает меч на перевязи слева.

Я не обманулся на счет пограничной зоны — начиная с Кучрганов со стороны лимана в любом мало-мальски диком месте стояла табличка о том, что это — пограничная зона. За Лиманским дорога ушла от лимана, но вместо этого нас окружили таблички о том, что это — «частная собственность» и все такое прочее. Наконец, частнособственнические владения закончились. Я уже по дороге прикинул, что в нашей ситуации терять время на проезд Градениц, чтобы найти ночевку за их пределами, не стоит, поэтому, как только закончились «частные владения», начал искать подходящее место. Вдоль дороги с обеих сторон шли поля, отделенные прослью кустарников, лохов и отдельных тополей.

Мы нашли подходящее место, где кустарник закрывал палатку со стороны дороги. Кроме того, это место располагалось по левую сторону — с противоположной от лимана стороны. Что меня вполне устраивало. Во всяком случае мне казалось, что буде возникнет разговор с пограничниками — можно будет ссылаться именно на этот момент. Хотя, конечно, главным аргументом должна была служить маршрутная книжка.

Устроившись на месте ночевки, мы сначала приготовили ужин, а потом, дождавшись темноты, поставили палатку. С наступлением ночи нас снова атаковали комары, заставив вспомнить расшифровку эмблемы «Экспедиции» — «три человека и турунчукский комар — пропорции соблюдены».

Суммарно по дню

Показания Настиного велокомпьютера:

DST 78.43
MAX 33.1
AVS 14.3
TM  5h 24m 53s

продолжение следует…

Предыдущая часть см Фаза 1

Содержание см Содержание

Реклама

3 Responses to Фаза 2. Склоны под Понятовкой — Граденицы

  1. Хорошо пишешь.Очень содержательно.
    Весь день почти читала, чтоб вдумчиво прочитать.
    Единственный вопрос — что такое «лохи»???))))

  2. Пасибо :))) Радует, что это читается :))) Скоро будет продолжение (осталось еще совсем немного).

    Лох это растение (рядом с палаткой видны на фотке) — их у нас называют маслинами, но от Ярика я узнал, что это называется именно «лох». Он нам просто открыл глаза на.

    Даже в википедии статья есть :) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%85_%28%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29

  3. […] отчета Предыдущая часть см Фаза 2 Содержание см […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: