Жизнь в информационном океане

Я уже писал о Барри Шварце и о том, что изобилие выборов как это ни странно может приводить к ситуации разочарования. Во всяком случае это было верно для меня до некоторой точки — я очень хорошо помню тот момент, когда у меня начал появляться широкополосный интернет с необъятными файлохранилищами. Желание «слить это все к себе на винт» проходит очень быстро. После чего ты оказываешься наедине перед несколькими тысячами (если не десятками или сотнями тысяч) вариантов выбора, которые возникают при ответе на вопрос «а что мне послушать (посмотреть, почитать) сегодня вечером?».

В доинтернтетные времена вопрос решался очень просто — смотрелось-слушалось-читалось все, что приносили. Это работало одновременно как «социальный фильтр» и как источник общения — я мог ходить к одному приятелю за музыкой, к другому — за фильмами и к третьему за книгами. Сейчас все изменилось. Мне очень хорошо запомнился один дождливый день, когда я сидел дома перед ооочень длинным списком анимэ, рядом с которым был открыт (тогда еще) world-art и не мог решить чего именно мне хочется смотреть.

Если не паниковать и немного пожить с этим чувством, то постепенно начинают вырабатываться стратегии, которые позволяют не утонуть в океане информации, а при необходимости — поймать попутный ветер. У меня пока не сложилось никаких общих принципов — поэтому просто перечислю то, что придет на ум. Точнее, я хотел это сделать. Когда я начал перечислять свои инструменты поиска нового в сети — я понял, что 99% моих «новых стратегий» — это хорошо забытое старое. У меня они свелись к четырем категориям — которые я условно назвал «социальный фильтр», «копать вглубь», «довериться случаю», «искать алмазы на обочине» и «думать руками».

  • социальный фильтр

«Социальный фильтр» работает и сейчас — в частности сейчас я смакую, подсказанную незабвенной Мастером Ли книгу о вкусных и здоровых государственных отношениях, Древний Китай за 90 минут, Правила Государственного Движения — подготовка к госэкзамену«Два Ларца — бирюзовый и нефритовый». Здесь главное правильно выбрать тех, с кем стоит общаться и кого стоит слушать. У хороших людей есть уже сложившийся список книг, который всегда интересно смотреть. Аналогично дело обстоит с блогами.

Что касается Вашего покорного слуги — он старается избегать «тысячников» (есть несколько исключений) и блогов, которые нацелены на рекламу или большую аудиторию. Такие блоги, как и различные «коммьюнити-2.0», как правило не приносят ничего кроме информационного мусора.

Это то, за что я люблю большие файлохранилища вроде ex.ua, в которых файлы группируются по авторам. Задав в качестве общего поиска понравившийся альбом — к примеру «Zen and Art of Relaxation» можно посмотреть музыкальные коллекции человеков, которые его выложили и найти, например, очень уютный и китайский Peng Yaping’s Special Album in Lute — сегодня он сделал уютным хмурое и влажное утро. И послужил исходной точкой для данной заметки.

  • копать вглубь

Еще один метод — «Копать вглубь». Мне всегда интересно докапываться до подробностей — и смотреть куда приведет такой поиск. Например, узнав, что Финчер снимает сейчас римейк какого-то шведского фильма, я начал искать этот фильм и в итоге добрался до шикарного Стига Ларссона и его «Девушки с Татуировкой Дракона». Это очень хороший метод — современная сеть как раз на него и заточена. Почти всегда можно узнать какая музыка была саундтреком в понравившемся фильме, по какой книге он снят или наоборот — что было снято по данной книге и чего еще написал-снял данный автор-режиссер. Главное не заигрываться. Кроме того, существуют исключения, например, я до сих пор не могу найти саундтрек к «Безумному детективу» Джонни То. Если понравился автор — стоит посмотреть, что он еще написал и что еще переводил переводчик, который его перевел, если понравился фильм — стоит поискать что еще снимал его режиссер и так далее. Недостаток метода в том, что должна быть изначальная зацепка — ниточка, за которую можно вытянуть весь клубок.

  • довериться случаю

У Антона Кротова (интересно, помнит кто-то сейчас про такого человека?) есть хорошая максима: «Если рациональные методы не работают, нужно полагаться на иррациональные». Это очень хорошая стратегия, хотя у меня она работает скорее косвенным способом.

Тут главное не терять внимания и не лениться ухватывать пролетающие мимо кусочки информации, которые могут привести к чему-нибудь интересному. А дальше — начинает работать метод «копать вглубь».

Я бы сказал, что внимание к тому, что пробегает мимо нас ежедневно как раз и является поставщиком «ниточек» и «зацепок» для дальнейшего раскапывания. Правда опять-таки — есть риск переборщить и завалить себя огромным массивом зацепок, который так и не будет разработан и осядет в архивах мертвым и бесполезным грузом. Я бы сказал, что тут нужен критерий отбора — который позволит сразу определять что интересно, а что нет — и у каждого человека такой критерий будет своим.

Бтв, еще очень давно в Компьютерре — когда я читал ее через 56к модем, а она не выродилась в то интеллектуальное убожество, которым является сейчас, мне попалась заметка, в которой человек жаловался на изобилие современных книг и предлагал вести отбор полуслучайным способом — взяв книгу наугад начинать читать ее с середины и, если понравится — выбрать ее в качестве чтения. Он это обосновывал почти научно — увы уже не помню как.

Аналогичная заметка была на Вебпланете, но уже о музыке. Человек рассказывал, что он перестал ориентироваться на хит-парады и социосети, а вместо этого слушает онлайновые радиостанции и отмечает то, что ему нравится.

  • искать алмазы на обочине

А вот эта стратагема пожалуй ближе всего к критериям отбора и к выбору направления поиска. Уже не помню по какому случаю я когда-то заметил, что алмазы нужно искать именно на обочине — на голом шоссе они уже давно подобраны и разобраны.

Мне интересно заглядывать в дебри «обочины» и откапывать там какие-нибудь неклассические и необщеизвестные вещи. Кстати, именно поэтому я люблю артхаус, восточное кино и, немного раньше, подсел на анимэ и мангу (когда они еще не были общеизвестны у нас).

Если говорить о музыке — не могу не поделиться замечательным музыкальным подкастом — Dark Side of the Moon. Его тематика как раз попадает в категорию алмазов на обочине, плюс мне очень нравится его формат. Благодаря ему мой плейлист в последнее время пополнился такими приятными открытиями, как All India Radio и Phaeleh. Кстати, все никак не возьмусь за новый альбом Scorn.

  • думать руками

У Тринга и Лейтуэйта был такой термин «умение думать руками». Очень часто, вместо прикидок в уме, проще построить и «пощупать» какую-то модель — а она или выведет на готовое решение или даст подсказку, которая сдвинет мысль с «мертвой точки».

Это работает и для поиска информации — вместо того, чтобы искать что-то абстрактно-виртуальное, можно пойти в магазин. Книжный. Букинистический. Аудио. Эзотерическую лавочку. Походить среди полок. Полистать книги. Посмотреть обложки альбомов. Побродить среди книжных развалов на Куликовом поле. «Тактильность», как это ни странно, может подсказать кучу интересных решений.

В качестве иллюстрации — у Бибисевы была недавно зарисовка на тему того, что британские книжные магазины оказались в кризисе в том числе и потому, что народ приходя в них в основном листает книги и выкачивает понравившееся из сети.

Интересно, что перечисленные стратегии работают не только и не столько независимо (хотя при желании их можно использовать как отдельные инструменты), сколько укладываясь в некоторую систему — «думать руками», «полагаться на случай» и «социальный фильтр» поставляют зацепки для «копать вглубь», а «поиск алмазов на обочине» задает критерии и общее направление поиска.

Еще у меня есть что-то вроде брандмаэура или файрволла — который фиксирует некачественную или лживую информацию и либо отсеивает ее на входе (например, я не читаю книг об НЛП), либо включает «поправку на ветер» (например, читая мемуары человека я почти автоматом учитываю время и настроение под которое такие мемуары писались). Но это уже другая история.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: