Барри Шварц «Почему мы покупаем ненужные вещи»

Очень краткий коспект плюс не очень краткие мои мысли по теме. Спасибо сэру shikelgruber за подброшенную ссылку на видео.

Барри Шварц «Почему мы покупаем ненужные вещи»

  • «официальная доктрина» — чем больше выбора у человека — тем он счастливее.
  • «официальная доктрина» — не верна. Причины:
    • богатство выбора перегружает мозг альтернативами — 90% которых несущественны (176 заправок для салатов, 6.5млн стереосистем — в одном магазине)
    • богатство выбора порождает разочарование — «если купил плохие джинсы без возможности выбора — в этом виноват весь мир, если купил плохие джинсы когда можно было выбирать из сотен моделей — виноват ты сам (мог ведь выбрать и получше)»

Что с этим делать он не описал (а ради этого я взялся смотреть видео). Мои мысли:

  • при зашкаливающем количестве вариантов следует вводить критерии-принципы, которые бы отсеяли 90% вариантов, сузив поле выбора до приемлемого:
    • цена — самый распространенный
    • если софт — то свободный
    • если еда — то местного производителя
      етс
  • лучший способ определить критерии — задаться целевой установкой («зачем тебе фотошоп, если ты только обрезаешь картики?», «зачем тебе мобильник с фотокамерой, если…»).

При этом приходится давить амфибий и отучать себя от «умножения на Вечность». «Умножение на Вечность» в моем исполнении выглядит так: «Но, возможно, в Далеком Светлом Будущем мне понадобится что-то еще из функций фотошопа, поэтому…». А в детстве я мечтал о приемнике с вечными батарейками.

  • полезно помнить — в нашем безумном мире «дороже» не всегда значит «качественнее».

Если мы сравниваем рубашки — обычную за $10 и «фирменную» за $100, то подсознательно считаем, что на создание фирменной рубашки, ушло в 10 раз больше денег, а значит ее материал, швы, пуговицы в 10 раз качественнее — и сама рубашка в 10 раз лучше. На самом деле может быть так, что из $100 от $40 до $70 тратится на рекламу, на создание брэнду «репутации», еще какую-то часть съедает разбухший штат (в больших фирмах они всегда разбухают по закону Паркинсона) а улучшение продукта финансируется по остаточному принципу.

За примерам далеко ходить не надо. Посмотрите на ЖЖ. После покупки его СУПом и показа рекламы повсюду, где только можно — их доходы, по самой скромной оценке, должны были вырости в десятки, если не сотни раз. Значит ли это, что ЖЖ стал лучше (то есть быстрее, надежнее, юзабельнее) в пропорциональное число раз? (обратите, кстати, внимание на такой изящный способ пиления, как создание идиотских проектов типа lj-times или, не к ночи будь помянут, live messenger) Однако, ЖЖ это — тема отдельного разговора.

Реклама

2 Responses to Барри Шварц «Почему мы покупаем ненужные вещи»

  1. […] Предыдущая тема, неожиданно для меня самого, вывела меня на размышления о том, как можно было бы потратить деньги на ЖЖ с толком. Пусть это будет небольшой мозговой штурм для меня самого – чтобы никто не пожаловался, что я критиканствую, не предлагая ничего конструктивного. Итак, что можно и нужно улучшить в ЖЖ? […]

  2. […] уже писал о Барри Шварце и о том, что изобилие выборов как это ни странно может […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: