Как нам реорганизовать рабкрин… в смысле ЖЖ?

Предыдущая тема, неожиданно для меня самого, вывела меня на размышления о том, как можно было бы потратить деньги на ЖЖ с толком. Пусть это будет небольшой мозговой штурм для меня самого — чтобы никто не пожаловался, что я критиканствую, не предлагая ничего конструктивного. Итак, что можно и нужно улучшить в ЖЖ?

Первое что нужно сделать, потратить деньги на мощное железо, оптимизацию кода, хороший багтрекинг и нормальную борьбу со спамом. Нормальную борьбу со спамом — значит нормальную, а не такую, которая блокирует мой домен и меня самого за то, что я сделал больше комментариев за единицу времени, чем мне позволено администрацией (только тупая как ЛЖ-саппорт антиспамовая программа может не заметить, что комментарии разные). Эти вложения не требуют креатива, не требует быть «лучшим дизайнером всего и вся», зато сразу дадут ощутимое улучшение в юзабилити. Когда журнал чист от спама, быстро грузится и «летает» — это как минимум стимулирует желание туда писать.

Второе. Говоря о собственно юзабилити. Я человек суровый и меня не особо волнуют дизайнерские рюшечки — в частности дизайн моего ЖЖ не менялся с самого основания, не говоря уже о том, что я почти всегда использую только одну аватарку. Но. При этом есть вещи, которые откровенно неудобны даже мне. Эти вещи были терпимы и оправданы для небольшого сайта, написанного Фицпатриком на коленке для своих людей, но для мегапортала с мегаколичеством пользователей в эпоху вебдваноль — это стыд и позор.

ЖЖ — это дневник. Удобство пользования дневником определяется (а) насколько просто в него постить информацию, (б) насколько удобно в нем эту информацию находить.

(а) — форма заполнения поста как была, так и осталась примитивной. В чем-то это плюс — во всяком случае она загружается быстрее чем сравнимая с ней вордпрессовская консоль. Единственное что — для залогиненого пользователя можно было бы показывать готовый список его френдов и сообществ, так как это сделано в lj-addons, а не единственную пустую графу «пойди-найди-в-жж-френда-скопипасти-кусочек-его-урла-и-вставь-сюда-остальное-я-сделаю-сам». Еще существует «теговая проблема», но о ней отдельно.

(б) с нахождением информации в ЖЖ все обстоит очень и очень грустно.

  • Полнотекстовый поиск

Полноценного текстового поиска по ЖЖ нет. Если мне нужно что-то найти даже в своем ЖЖ — приходится искать через сторонние поисковики. Повторюсь — это оправдано для написанного на коленке сайта, но не для портала. Поиск должен быть:

    • по моему собственному журналу
    • по журналам моих френдов — в том числе по закрытым, но доступным для меня постам, в том числе с возможностью искать как в журнале вот этого конкретного пользователя, так и в группе пользователей, так и во всей моей френдленте.
    • по всей базе данных жж (с учетом прав на просмотр постов)
    • если расширять поиск — то во-первых, в дополнение к перечисленным выше критериям, позволить искать по дате и/или по одному или нескольким тегам.

Текстовый поиск — на первый взгляд мелочь. Однако, его отсутствие приводит к куче проблем. Есть френды, которые ведут закрытые журналы. Даже если я у них во френдах — все равно я не могу искать нужную информацию по их журналам. Есть френды с открытыми журналами, которые по разным причинам запретили индексацию своих журналов

Без нормального поиска информации ЖЖ превращается в квазитвиттер, когда доступна только верхушка айсберга, на которой столпилось все сообщество и лишь единицы отчаянных человеков рискуют карабкаться вниз, проматывая сотни и сотни постов.

  • Календарь

Живой журнал — это поток записей, который распределен по тегам и времени. О тегах — отдельный плач Ярославны.

Поговорим о календаре. Он реализован в лучших традициях семи-восьмилетней давности. Основной поиск идет методом вбивания даты в урл. Во многих отношениях такой поиск неплох, но не универсален.

Как выглядит нормальный электронный календарь? Посмотрите на гуглокалендарь, на яндекскалендарь, на любой календарь, который нормально реализован в вебе. Почему не прикрутить к сервису что-то вроде такого календаря? С визуальной раскладкой постов по масштабу «день-неделя-месяц-год» и возможностью переключать масштабы и бродить внутри них, например, последовательно просматривая определенные недели, месяцы и так далее. А то, пока что все что мы можем увидеть — это в лучшем случае некий аналог «повестки дня» и то — только помесячно.

Почему не сделать такой календарь с системой фильтров? То есть с возможностью увидеть не посты в одном журнале, а посты в группе журналов, в группе сообществ, во всей френдленте. Добавить фильтр по тегам — возможность видеть в нем посты только с тегом «кошечки», или посты только с тегами «кошечки» и «фотографии».

То, что мы видем во френдленте сейчас — это прошлый век, такая примитивная-примитивная rss.

  • rss

В противозачаточном состоянии. Нет возможности подписаться на rss моей френдленты, нет возможности подписаться на rss комментариев, нет возможности транслировать в свой ЖЖ (а не в отдельный аккаунт) ленту из своего сервиса (например, я хочу кросспостить в ЖЖ из вордпресса), нет возможности… нет возможности… нет возможности…

Больше того — те сервисы, которые реализовывали некоторые из этих возможностей были сознательно задавлены СУПом. И зачем? Зачем!? Зачем ебанутые, сумасшедшие бобры-извращенцы из СУПа это сделали?!

  • Группы пользователей

Очень мощная штука, если задуматься и толково к ней подойти. Но прозябает. Поскольку интерфейс к ним не менялся оооочень давно. Не реализует весь свой функционал — поскольку нет Календаря, Поиска и нормальной отдачи по rss.

  • Бэкап

Можно я просто грустно помолчу в этом месте?

  • Теги

Теги в ЖЖ заслуживают порицания. Я не устаю это повторять и, наверное, задолбал своих френдов упоминаниями о том, что теги в жж сделаны через то, что замещает саппорту задницу.

Для начала — зачем они нужны? Чтобы отсеивать нужную информацию и работать как фильтр при поиске или показе сообщений. Поскольку текстовый поиск и нормальный календарь (см выше) в ЖЖ отсутствуют — теговая система теряет больше половины своего функционала. Дальше. Возможность искать сразу по двум или больше тегам (отсеивая все остальное) отсутствует в принципе. Теги не организованы в облако. Это можно сделать через «костыли» ljaddons, но спрашивается — кто мешал реализовать это в самом сервисе?

При добавлении поста отсутствует возможность выбрать теги из какого-нибудь внятного меню. То есть их приходится «вспоминать из головы». А уж древовидное меню (теги располагаются по рубрикам типа «родственники: я, моя семья, родители» или «животные: котэ, крокодилы, вараны, кобры» или «медиа: ролик, тытруб, фотографии, мои фотографии») это вообще за гранью мечтаний.

Чертовски не хватает групповой замены тегов — например, у меня уже давно развелось множество синонимов («книги» и «книги и авторы», «фото» и «фотографии») — в результате, когда я ищу даже по своему журналу мне приходится просматривать две ленты вместо одной. Или дублировать на посты по оба тега. Что засоряет жж.

И так далее. У Спектатора была отличная статья про то, как должны работать теги — должна быть возможность распределить их по дереву и возможность убирать синонимы.

Про реализацию категорий (с возможностью, например, автоматом показывать одну категорию определенной группе людей, а другой не показывать — чтобы не вести два-три дневника одновременно) я ничего говорить не будут.

  • По мелочам
    • Не хватает нормального разворачивателя комментариев. Это значит — «нормального». То есть такого, которому можно было бы задать условия — разворачивать все комментарии всегда, разворачивать если меньше 100 комментариев на странице, показывать все одной страницей етс. И на эти условия при желании наложить фильтр из перечисленных выше (в избранной группе пользователей хочу видеть все комментарии, остальные — сворачивать все и по дефолту).
    • Не реализован единый квотинг в комментариях. Поэтому отвечая на пост приходится изобретать свои знаки-выделение чужих цитат.
    • Можно что-нибудь придумать типа поста без даты? И нормально реализовать личку? И нормально реализовать избранные ссылки с возможностью вывесить их к себе в общее пространство блога, а не держать в отдельной резервации? Или убрать их нафиг — потому, что пользователи должны изобретать свои костыли вроде висящих вверху ЖЖ вневременных постов со ссылками и заметками о себе. И очень-очень редко встречается человек, который использует жж-шные закладки по делу. Я таких людей во всяком случае не видел.

И так далее. Я не говорю о каких-то технологиях завтрашнего дня типа трехмерных майндмэпов — все что тут описано есть в вебе, работает и даже кое-где реализовано пользователями самостоятельно (в виде костылей вроде тех же ljaddons). Фактически ЖЖ по юзабельности остается где-то на уровне исходного варианта, сделанного Фитцпатриком и не развивается вообще — если не считать развитием «шильдиковое безумие» и кнопки репоста, предложенные Генияльным Дезигинером Всея Руси (Артемий Татьянович, где, где ваш хваленый дизайнерский ум и креативный подход? вы способны на что-то большее, чем ругательные заметки в руководстве?).

То, что держит меня на сервисе до сих пор — это исключительно френды. И именно благодаря им я не ушел на другую платформу. Потому, что эта — по удобству пользования и КПД догоняет помойку у меня во дворе.

4 Responses to Как нам реорганизовать рабкрин… в смысле ЖЖ?

  1. vjoiller:

    Интересно то, что почти все механизмы, изобретенные и описанные Спектатором, в т.ч. в отношении тэгов, были независимо мной придуманы примерно в то же время.

    Я как раз над таким движком, включающим в себя все эти идеи (Спектатора и твои замечания по ЖЖ), и работаю с тех пор, как закрыл свой ЖЖ. Правда, он предполагался исключительно для себя, а это противоречит принципу Глушкова «ближних и дальних целей».

    Скорее всего, многие человеки были бы счастливы, если бы в их арсенале появилась подобная платформа. Но для одного человека — это работа на месяцы, а может даже годы.

  2. Вот писал ответ и отрубили свет :( Теперь буду писать из консоли :)

    Ну… имхо к похожим мыслям обычно приходит каждый, кто задумывается — чего собственно нужно от системы тегов?

    По поводу системы «для себя и для других» мне попалась интересная заметка. В 1996 году человек (по-моему из Эппл — уже не помню точно) — сделал под себя записную книжку, попользовался ей и обобщил опыт «чего именно мы хотим от электронных записных книжек» (см http://www.visi.com/~snowfall/notebook.html ). Так вот. Этот человек пишет, что сначала его система была «usable for all»,
    а по мере того как он ее затачивал, стала «useful for me». Он задается вопросом — общий ли это процесс? Я с ним согласен во многом. Мой АБТФ сейчас чем дальше тем больше затачивается именно под мой стиль. Это не говоря уже об общих настройках системы. Имхо, мою систему сложно назвать usable for all, сейчас она уже перешла в стадию useful for me :)

    А разве нет чего-нибудь типа конструктора, который бы все это позволил собрать на одной платформе? Может быть даже не обязательно как общий сервис, но как свою инфосистему?

  3. vjoiller:

    Платформ много, но их, применительно к моей системе, можно охарактеризовать так: что нужно изменить в Windows, чтобы сделать его MacOS-ом?

    Ответ: почти всё, и лучше всего начать с нуля. :)

  4. vjoiller:

    Если я буду делать что-то на базе какого-нибудь WordPress, мне придется изучать его пол жизни, а потом вырезать все под корень. Так зачем, если можно просто позаимствовать некоторые детали, такие как слой управления БД, и сделать систему, которая будет понятной для меня?

    Вопрос только в том, стоит ли оно таких усилий…

Добавить комментарий

